Данная методика была
опубликована Р. Жилем в 1959 году и
предназначена для диагностики личностных особенностей детей в возрасте от 6 до
10 лет.
Данная проективная методика используется для
исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности
и взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42
картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных
ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается,
что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает
рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных
людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в
группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В
текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения,
причем некоторые задания строятся по типу социометрических.
Таким образом, методика позволяет получить информацию
об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и
явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля
от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого
- ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и
квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная
методика межличностных отношений позволяет представить результаты
психологического обследования по ряду переменных и количественно.